Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Страх потерянного времени.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Anchar

День добрый всем!

Давно не писал на форум, хотя читаю регулярно новые темы. У меня возникло несколько связанных друг с другом вопросов к ВМ. Хотя сперва я должен "покаяться" что не выполняю данную вами, Владимир Михайлович, программу развития (полученную на консультации). Скорее всего, если бы я выполнял в полном объеме Ваши рекомендации, вопросы бы не возникли, но тем не менее:
- Последнее время (1,5 года или больше) у меня развился "страх потерянного времени" как я сам это сформулировал. Смысл в том, что когда я оглядываюсь назад и смотрю на прожитый день, неделю, месяц - меня охватывают негативные эмоции, т.к. я начинаю сожалеть что не использую время своей жизни более продуктивно. Страх заглядывать в прошлое, страх того что не использую свой потенциал на максимум. Вопрос в том как избавиться от постоянного заглядывания в прошлое (что само по себе пустая трата времени)?
___________________________

Пока писал это сообщение, понял что:
- знаю ответ на свой вопрос и он заключается в том что нужно вернуться и в полной мере выполнять данную мне программу ЭМП.
- на самом деле у меня не несколько вопросов, а один (который я написал).
- нужно отдавать свою жизненную энергию и время делу, которое соответствует моим интересам и будет главным направлением моей жизни в будущем.
- "помириться" в душе со своим прошлым, спокойно приняв его.
- нужно перестать пытаться "ловить время" в течение дня и смотреть на жизнь более созерцательно и с доверием. Быть в потоке своей жизни, используя главным ориентиром правильного направления свою интуицию и душевный покой и удовлетворение от своих действий.
- "Когда Господь создавал время, он создал его достаточно."

Пусть этот мой пост будет не вопросом, а примером того как проговаривание своей "проблемы" приводит к самостоятельному решению.
Раз уж я все это уже написал, с Вашего, Владимир Михайлович, разрешения, опубликую на форуме.
Если кто захочет прокомментировать, буду рад.

С уважением,Анчар.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Odonata

...когда я оглядываюсь назад и смотрю на прожитый день, неделю, месяц - меня охватывают негативные эмоции, т.к. я начинаю сожалеть что не использую время своей жизни более продуктивно...

...в будущее заглядывать действительно неприятно, так как понимаешь, что жизнь уже давно пошла не в том направлении...
До боли знакомые состояния! В продолжение таких мыслей еще бывает " уже поздно что либо начинать." Такой вот букет.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Kargopolov

Cверхозабоченность оптимизацией своей жизни порождается нашим умом (отождествление с содержимым собственного сознания). Это всего лишь одно из многочисленных и разнообразных проявлений отсутствия умственной тишины.
Без регулярной практики медитации самонаблюдения эта проблема не может быть решена.
Кстати, при наличии такой практики эта проблема не решается, а отмирает.

Что же происходит при подобной зацикленности? А происходит следующее - в голове поселяется информационный паразит (не воспринимайте, пожалуйста, буквально, я имею в виду патологическую доминанту, своего рода навязчивую идефикс). Она имеет примерно следующее содержание:
"Время моей жизни бездарно растрачивается. А ведь это невосполнимый ресурс! И что либо изменить никак не получается. О-о, горе мне!"

Чтобы избавиться от этой патологической озабоченности, перед медитацией самонаблюдения полезно мысленно сказать самому себе следующий текст:
" Мне никогда не удастся оптимизировать свою жизнь и своё время должным образом, как бы я ни старался.. И я с этим согласен, я это принимаю".

Затем сразу же переходим к самонаблюдению. Текст не предназначен для обдумывания и не является формулой самовнушения. Он необходим для того, чтобы вывести эту блокировку в сферу актуального осознания, туда, где с ней уже можно работать в режиме медитации самонаблюдения. Если же, вместо медитации самонаблюдения, Вы начнёте размышлять по поводу текста - всё пропало. Вместо растворения блокировки вы только будете её усиливать и усугублять свою проблему.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Kargopolov

Сильная озабоченность неоптимальным расходованием своего времени на мой взгляд, представляет собою специфическую разновидность скупости. Скупость- это неадекватное отношение к своим тратам, к расходованию своих ресурсов. Это сверхэкономность и прижимостость (нежелание тратиться, нежелание давать). Человек уделяет чрезмерное внимание тому, как он расходует свои ресурсы. В данном случае, речь идёт о расходовании ресурсов своего времени.

Другой вариант скупости относится к расходованию своих денег и материальных ресурсов в самом широком смысле слова (электроэнергии, бензина, топлива и т.п.).
Эти два вида скупости могут даже совместно наличествовать у одного и того же человека. Тогда скупость (более вежливые слова - "экономность", "разумная бережливость") по отношению к деньгам и материальным ценностям сочетается с экономией и сверхоптимизацией своего времени.

P.S. Эти мои рассуждения имеют общетеоретический характер и не относятся ни к кому из участников нашей дискуссии. У меня нет никакого желания обижать людей, выставляя какие-либо диагнозы.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Kargopolov

Тем, кто интересуется проблемой оптимизации собственного времени, рекомендую прочесть книгу «Эта странная жизнь» (Даниил Гранин, 1986 г). В ней рассказывается об известном учёном советского времени Любищеве А.А. и о его системе управления своим временем.
Вот некоторые цитаты.
«…В 1972 году умер Александр Александрович Любищев. Он прожил трудную и долгую жизнь – 82 года. В 1918 году Любищев поставил перед собой гигантскую цель: разработать в биологии аналог периодической системы химических элементов – создать естественную систему организмов. Чтобы представить себе масштаб этой цели, достаточно вспомнить, что Менделеев, создав периодическую систему, смог описывать свойства химических элементов, которые еще не были открыты. Аналогичная система в биологии могла не только прояснить прошедшую уже эволюцию, но и предсказать дальнейший ее ход – то есть предсказать будущее живого мира.

Д.Гранин написал повесть о Любищеве, она называется «Эта странная жизнь». Жизнь Любищева действительно странная – с позиций обыденных ценностей в ней очень много непонятного, чуждого, неприемлемого. Для нас же жизнь Любищева образцово-показательна: четким выбором цели, …пути продвижения к цели, настойчивым продвижением вперед в течение всей жизни, расплатой за нарастающие темпы творческой работы, итогами борьбы…»

«…Чтобы справиться, Любищев создал систему учета времени. Все потраченное за день время расписывалось с точностью до 5-10 минут: сколько времени ушло на непосредственно творческую работу, сколько было потрачено на вспомогательную, сколько заняло чтение специальной литературы, художественной, сколько времени отняли отдых и развлечение. В конце дня подводился итог. Каждый месяц составлялся отчет. Год завершался подведением годового баланса. И всякий раз строился план на следующий период. План реальный, выполнимый в то же время максимальный, рассчитанный на полное использование своих сил…

«Всякие перерывы в работе я выключаю, я подсчитываю время нетто», - писал Любищев.

Систему учета времени Любищев вел в течение 56 лет: с 1916 года до самой смерти. Потери времени сокращались, совершенствовался стиль работы, и в результате его творческий КПД постоянно возрастал: последние 20 лет были продуктивнее занятий в молодые годы. При жизни Любищева было опубликовано около 60 его работ, объем литературного наследия, обнаруженный в архиве Любищева уже после его смерти – 600 авторских листов.

Главный недуг сегодня – это не раковые и не сердечно-сосудистые заболевания, как утверждает медицина и статистика, а нехватка времени. Жалуются на нехватку времени все. Многие говорят, что спят по 4-5 часов в сутки и все равно ничего не успевают. Каким же образом Любищев, который спал по 10 часов в день, который принимал активное участие в общественной жизни, успевал так много? В чем его тайна?

Своему другу П.Г.Светлову Любищев писал:

«Секрет моей работоспособности сейчас:

1. я не имею обязательных поручений, чрезвычайно вредно действующих на нервную систему;

2. я не беру срочных поручений и в случае утомления сейчас же прекращаю работу и отдыхаю, или перехожу на неутомительное занятие;

3. сплю очень много, сейчас 8 часов ночью и 2 после обеда, всего не менее 10, и регулярно гуляю;4. веду учет, как тебе известно, уже более 50 лет и поэтому не распускаюсь;

5. комбинирую утомительные занятия с приятными, так что целый день один участок нервной системы никогда не работает.

Но соблюдение всех указанных условий трудно при нахождении на государственной службе и в больших городах…»
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Kargopolov

У меня был приятель психолог, который очень увлёкся этой идеей - хронометражем и постоянным учётом своего времени по Любищеву и имел горы записных книжек. О его результатах и о моём отношении к системе Любищева я скажу позже, чтобы не мешать необусловленному восприятию этой системы читателями.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Anchar

Спасибо за совет, Владимир Михайлович!
Книгу - прочитаю.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Ga3ry

Anchar:
когда я оглядываюсь назад и смотрю на прожитый день, неделю, месяц - меня охватывают негативные эмоции, т.к. я начинаю сожалеть что не использую время своей жизни более продуктивно. Страх заглядывать в прошлое, страх того что не использую свой потенциал на максимум
Maksim:
в будущее заглядывать действительно неприятно, так как понимаешь, что жизнь уже давно пошла не в том направлении
Kargopolov:
Вам кажется, что просто надо нечто такое найти, чтобы потом этому следовать. Но это иллюзия. Годы идут, а вы всё ищете истинный Путь
.odonata:
До боли знакомые состояния! В продолжение таких мыслей еще бывает ... уже поздно что либо начинать...
Сие очень даже знакомо и мне. Сказать могу вот что.

1) не помню уже, где слышал, но нравится: человек всегда находится в наилучшей из возможных на данный момент для него ситуаций - если отбросить его личные оценки;

2) хороший садовник, заботясь о своих деревцах, делает все необходимое, но никогда не печалится о том, что они медленно растут - все, что должно, произойдет в свое время;

3) однажды я обнаружил, что такими своими состояниями можно управлять, если вовремя поймать себя на таких мыслях.

Лирическое отступление. Однажды мы ночевали в палатке в одном из национальных парков. Сплю я очень чутко, и посреди ночи услышал, как кто-то полез вовнутрь (дочь взяла в палатку пахучее печенье). Не удивился - в Канаде и в городе-то зверья полно. Просто подумал, ну, блин, еноты охамели вконец - и двинул кулаком в темноте, попав в нос. "Оно" хрюкнуло и развернулось бежать, и тут я понял: не енот - палатка улетела в сторону, а я, как был сидя, так и отъехал на пару метров назад. Если бы дело было днем, я бы не то что драться, я бы инфаркт получил на месте. Медведь был совсем молодой, видимо, - опытные знают расклад.
Так вот, именно это я и делаю, - кулаком в нос таким мыслям, если полезут. Помогает отлично, у меня получается где-то 7-8 раз из 10.

4) Anchar , банальнейшая вещь, но мне помогает: планирование и списки дел. Составляю список (на день, неделю, год - не важно), днем сверяюсь, чтобы обязательно сделать самое важное, вечером выделяю 2 минуты подвести итоги/скорректировать. В плане морального состояния и ощущения потерянного времени помогает отлично. Говорят, еще хорошо вести дневник, но сам не пробовал.
Disclaimer: вышеизложенное - лишь заплатка; для решения проблемы на системном уровне, надо, видимо, следовать советам ВМ.

Maksim:
Приношу извинения, форум не место для выплеска личного негатива.
Не согласен, здесь не клуб для джентльменов "хорошие манеры - прежде всего", люди должны стремиться помочь по мере сил/желания. Не стоит только а) вдаваться в интимные подробности и б) рассчитывать на помощь.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Kargopolov

Ga3ry пишет:
Не стоит только... рассчитывать на помощь.
А почему нет? Ведь помощь, и очень ценная, может носить информационный характер. Нередко своевременный совет очень сильно выручает человека.
Сразу видно, что Вы уже много лет прожили в Канаде. Это, ну очень западный подход к жизни ("каждый сам объезжает своих мустангов"), с которым я совершенно не согласен. Всё та же тема глубинных различий между западной англосаксонской цивилизацией и русским миром. Индивидуализм и конкуренция с одной стороны, коллективизм и взаимопомощь - с другой.
Ваше "Не стоит рассчитывать на помощь" уж очень коробит и режет ухо.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Kargopolov

Ga3ry пишет:
" не помню уже, где слышал, но нравится: человек всегда находится в наилучшей из возможных на данный момент для него ситуаций - если отбросить его личные оценки;"
Рад, что это Вам понравилось. На консультациях я люблю повторять, что мир устроен по принципу абсолютной справедливости, а также, что та ситуация, в которой мы находимся в данный момент, является самой наилучшей и самой благоприятной с точки зрения нашего развития.
Хотя с субъективной точки зрения она может восприниматься как великое несчастье и жуткая несправедливость. И до тех пор, пока человек ворчит на свою жизнь, а свою жизненную ситуацию воспринимает как несправедливость судьбы, его развитие блокируется. Оно начинается только с ПРИНЯТИЯ себя, своей судьбы и своей жизненной ситуации. Я об этом уже писал, либо в книге ПБИ, либо на форумах
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
Kargopolov

Тот мой приятель по Университету, о котором я уже упоминал, на протяжении ряда лет вёл учёт своего времени по системе Любищева. К сожалению, результат прямо противоположен ожидаемому.

Несмотря на увлечённость системой контроля времени по Любищеву, он отличался крайне плохой организованностью и продуктивностью во всех сферах, начиная от профессиональной (будучи педагогом, никак не мог вовремя сдавать учебные планы и программы, из-за чего у него в конце концов отняли хорошие курсы и дали "плохие", крайне неудобные и требующие длительных поездок ) и заканчивая житейской - огромная проблема ответить на письмо и т.п.

В бытовом отношении - просто мрак, такое я видел всего два раза в жизни. В однокомнатной квартире, в которой он жил, передвигаться можно было только по тропинкам, в буквальном смысле слова - одна тропинка от входной двери к постели, другая - к туалету, третья - к кухне. Когда идёшь по этим тропинкам, справ и слева громоздятся, высотой по колено залежи - стопки книг, тюки со старой одеждой, какие-то ящики и т. п. Навести порядок он постоянно грозился и порой даже что-то начинал делать в этом направлении, но никогда не мог довести до конца. Так и жил в "мерзости запустения".

При этом алкоголиком и крепко пьющим человеком он отнюдь не был. Многократно пытался с моей помощью заниматься цигун и медитацией, но всякий раз вскоре бросал. Однако, что любопытно, на ведение регистрации затрат времени по Любищеву у него время всегда находилось. За годы у него накопилось огромное количество книжек с записями по любищевской системе. Надо сказать, что он был обаятельным и интересным человеком, хорошим преподавателем (читал психологию в Калининградском Университете) и студенты его любили. В прошедшем времени о нём говорю по той причине, что этого человека уже нет в живых (семь лет назад умер от рака крови).

Сам я никогда не соблазнялся на бухгалтерию времени по Любищеву, расценивая её как вполне очевидное излишество и своего рода неадекватность. Тем не менее, я всё-таки сумел, безо всякого специального учёта и планирования времени, параллельно с основной профессиональной деятельностью написать весьма объёмный двухтомник ПБИ.

При этом, для меня было вполне достаточным выполнять правило регулярности работы над написанием книги. Правило очень простое: каждый день нужно непременно поработать над книгой. Сколько - неважно, пусть даже совсем немного, но непременно каждый день. Получалось иногда очень помногу, иногда совсем мало. Для меня количественная сторона не имела никакого значения - в один день больше, в другой меньше: иногда очень хорошо пишется, иногда с трудом. При полном отсутствии какой-либо озабоченности объёмом работы, я считал исключительно важным не пропускать ни одного дня. Конечно не до потери адекватности, ибо всегда могут возникнуть форсмажорные обстоятельства. В таких случаях я, с лёгкостью и без каких-либо последующих угрызений совести, всегда был готов "поступиться принципами".

Чтобы добиться успеха в достижении долгосрочной намеченной цели, на мой взгляд, нет никакой необходимости в любищевском учёте времени и тому подобных подвигах деловой и временной бухгалтерии (перечень дел и бюджет времени). Такие мощные и "упэртые" люди, как Любищев, достаточно редки. У преобладающего же большинства, при попытке следовать системе Любищева, вся личная сила уходит в учёт и контроль, а на реальную работу её уже не остаётся.

Мой подход к оптимизации быстротекущего времени нашей жизни, очень прост и, согласно моему опыту, вполне эффективен. Заключается он в следующем:

Прежде всего, следует определиться в том, что именно, на данный период времени, является для вас самым важным. Без выделения главного не будет и фокусировки на этом главном. Не будет фокусировки, не будет ни работы, ни результата. Ничего не будет.

К примеру, в своё время я определился в том, что сейчас для меня самое главное - это написание книги "Путь без иллюзий". Это общая установка. Вторая, более конкретная, - установка на регулярность работы по написанию книги, работы за письменным столом. Эти две базовые установки необходимо сохранять и подпитывать. Для этого вполне достаточно периодически перед засыпанием, лёжа в постели , мысленно напомнить себе две вещи ( мысленно сказать два текста):

а)Самое главное дело в моей жизни - это книга.

б) Писать хоть понемногу, но каждый день.

Казалось бы, слишком просто и даже примитивно. Однако, далеко не случайно мудрые и опытные люди, встречаясь с некими сложными методиками, с весьма объёмным по своему содержанию системотворчеством, зачастую проявляют здоровый скепсис и говорят: "Нет, не пойдёт. Нерабочий вариант. Слишком сложно для того чтобы быть эффективным."

К тому же, то, что я рекомендую, это на самом деле, не простая простота. Дело в том, что наше внимание - очень непростая вещь - это канал, по которому передаётся наша энергия и наша личная сила. И это никакая не метафора, а великая эзотерическая истина, которую следует понимать буквально.

Таким образом, систематическое направление внимания на некие мыслеформы, усиливает их энергонаполнение. а следовательно и их регуляционную силу, их влияние на наше жизненное поведение. Поэтому, если перед засыпанием вы мысленно произносите эти два очень простых предложения, эта простая и нетрудная ментальная процедура позволит вам сохранять и подпитывать своим вниманием эти ментальные установки. По-моему, при всей своей простоте, это самая важная психотехника для людей, которые ставят для себя долгосрочную цель и желают добиться её успешного достижения.
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Kargopolov

На мой взгляд, самый лучший совет по оптимизации своей жизни дан Буддой. Ему приписывают следующее замечательное высказывание: "Каждый момент имеет свою необходимость". В качестве дополнения к нему приведу ещё одно высказывание, тоже индийского происхождения: "Нет большой мудрости в том, чтобы всегда быть мудрым".

Кроме тех аспектов жизни, которые имеют количественное выражение, также имеются качественная сторона жизни, которая имеет намного более важное значение. Однако качество - вещь таинственная, труднопостижимая и не поддающаяся никаким измерениям и математическим вычислениям. Люди любищевского типа страдают своего рода экзистенциальной жадностью. Им мало просто жить, им надо иметь от жизни некие накопления, причём во вполне конкретной форме. Страх потерянного времени сродни скупости по отношению к деньгам. Это своего рода скупость по отношению ко времени. Вспоминается чудесная ирландская пословица: " Когда бог создавал время, он создал его достаточно".

Парадоксальным образом, тот, кто старается как можно более продуктивно использовать своё время ( я имею в виду ЧРЕЗМЕРНО старается, будучи сильно озабоченным этой своей проблемой), на самом деле живёт неполноценной жизнью. Он пытается ухватить жизнь, ухватить то, что принципиально неуловимо; но то, что он хочет удержать, утекает, как песок меж пальцев. Такого рода зацикленность является формой невроза, от которого следует срочно избавляться.
Каким именно образом? Для тех, кто занимается в моей Школе, ответ вполне очевиден и предсказуем - такую чрезмерную озабоченность нужно отнаблюдать.
Я уже давал один вариант текста, а здесь даю ещё один. Оба они вполне приемлемы, можете выбрать любой.

Сядьте скрестив ноги, закройте глаза и скажите мысленно себе:
"Я согласен с тем, что моя жизнь малопродуктивна. В прошлом я растрачивал понапрасну много своего времени, то же самое происходит сейчас, то же самое будет и в будущем. И я с этим согласен, я это принимаю".
А далее перейти к медитации самонаблюдения, созерцая все выверты блокировки, ущемлённой этим текстом. Желательно посидеть 50 минут (полноценный объём времени медитации).

Успехов! ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Ga3ry

С возвращением, Владимир Михайлович!

Я так понимаю, данный выше прием полезен и для проработки других негативных переживаний (недовольства собой в различных аспектах, кажущегося отсутствия целей в жизни, либо прогресса в их достижении и пр.). Естественно, фраза должна быть модифицирована соответственно.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Kargopolov

Спасибо Ga3ry!

Да,Вы правы, эта техника (я её называю "метод текстов") применима для самого широкого круга ситуаций. Требуется всего лишь её модификация на основе общего принципа, о котором я много писал в ПБИ. То же самое трансцендирование двойственности, причём конкретного вида двойственности для конкретного индивидуума.

Тонкость и сложность этого метода заключаются в точной диагностике проблемы человека и в создании текста, адекватного этой проблеме.

В качестве примера приведу реальный случай моей работы с молодой женщиной, страдающей своего рода пищевым неврозом ( случай 12-летней давности, очень показательный).

Женщина обратилась ко мне за помощью из-за весьма мучительной для неё проблемы - она сильно беспокоилась по поводу сохранения нормального веса. На самом деле избыточного веса у неё не было, но в подростковом возрасте она была толстушкой (глядя на неё, в это трудно было поверить).
Так вот, она рассказала, что в течение дня, в период бодрствования, она следит за своим питанием и старается себя ограничивать. Однако посреди ночи она встаёт и как сомнамбула движется в направлении холодильника, а далее, в этом состоянии полусна и полубодрствования предаётся обжорству. Проснувшись утром очень расстраивается и ругает себя.
Свою просьбу она сформулировала так: " Можно ли сделать так, чтобы я не вставала и не объедалась по ночам?"

Я сказал, что то, что я ей предложу, будет для неё очень неожиданным и очень неприятным, но если она мне доверяет, можно попробовать. Женщина согласилась: "Я уже так с этим замучалась, что готова на всё."
Я попросил её, обращаясь к самой себе, мысленно повторить следующий текст (сейчас я не могу точно воспроизвести этот текст, да это и не имеет особого значения, точный набор слов не так уж важен, важна их смысловая начинка):
" Я согласна с тем, что мне никогда не удастся от этого избавиться, что я так и буду по ночам вставать к холодильнику и объедаться. Я с этим согласна, я это принимаю".
Женщина закрыла глаза, мысленно повторила этот текст и тут же пошли слёзы и бурные рыдания.

Когда слёзы прекратились и она немного успокоилась, я попросил её перейти к медитации самонаблюдения. Спустя 10-15 минут, когда она ещё более успокоилась, этот цикл (текст - отреагирование через слёзы - самонаблюдение) повторили ещё раз. На этот раз слёз было меньше.

По завершении я ей дал задание (то же самое, что мы перед этим делали, т.е. текст и последующее самонаблюдение) для ежедневной самостоятельной работы (лучше всего в вечернее время). При этом рекомендовал выполнять завершающую медитацию самонаблюдение по 40-60минут.

Нашу встречу я закончил своеобразной, нацеленной именно на женское восприятие, специфической психотерапией. Я объяснил пациентке, что в ней живёт этакий милый, симпатичный, но глубоко несчастный даосик. А несчастный он потому, что очень любит вкусно покушать, а вы его держите в чёрном теле и вообще морите голодом. Днём он голодает, а ночью, когда ваш самоконтроль ослабевает, он вырывается на свободу и оттягивается на полную катушку. Вам нужно подружиться с этим даосиком и в дневное время кушать побольше.

Не скажу, что тут же всё прошло. Для полного исчезновения этой невротической симптоматики потребовалось два месяца ежедневных самостоятельных занятий. Однако с каждой неделей шло постепенное уменьшение ночных походов к холодильнику, а через два месяца они полностью прекратились. Женщина наконец подружилась со своим даосиком и излечилась от невроза. Между тем такой невроз со временем угрожал перерасти в тяжёлое и трудноизлечимое психическое заболевание, которое называется "анорексия невроза", кстати, очень распространённое в современном мире.

С тех пор уже прошло более 12 лет, рецидивов не было. Сейчас эта дама вполне благополучна и имеет нормальный вес и стройную фигуру, не будучи ни полной, ни измождённой.

Нетрудно увидеть, что проблема "пищевого лунатизма" была связана с определённым видом психологической двойственности. Тексты же всегда задают вытесненный полюс двойственности.

Об этом можно прочесть здесь: kargopolov.spb.ru/book/volume1/part3/38-book-1-3-3.html
 

Kargopolov

Руководитель школы
#15
Kargopolov

Приведу выдержку из 2-го тома ПБИ, в которой рассказывается о методе текстов:
"Тот же самый подход использовал Хуэй-нэн и в индивидуальной работе со своими учениками. Вот один из примеров.

«Хуэй-нэн обратился к Хуэй-мину:
– Позволь мыслям покинуть твой ум, и тогда я буду учить тебя.
После того, как Хуэй-мин в течение долгого времени выполнял дзадзэн, Хуэй-нэн сказал ему:
– Не думай «это хорошо» или «это плохо». Когда ты не думаешь о хорошем и плохом - что такое подлинное «я» монаха Хуэй-мина?
Услышав эти слова, Хуэй-мин сразу достиг великого просветления. Везде по его телу выступил пот. Из глаз у него потекли слёзы.

В данном примере Хуэй-нэн сначала использует базовую технику медитации-самонаблюдения для приведения сознания Хуэй-мина в состояние умственной тишины, для растворения различных внутрипсихических шумов, мешающих полноценному восприятию слов наставника. Однако даже по прошествии длительного периода медитации, в психике ученика остаются главные его блокировки - жёсткие и ригидные умственные конструкции. Это то, что современные психотерапевты называют главной проблемой личности; то, что является главным «внутренним врагом» человека. Эти блокировки расположены в зонах, недоступных для нашего осознания. Наше осознающее внимание буквально выталкивается из этих зон. По этой причине самостоятельно привести своё сознание в контакт с наиболее сильными блокировками практически невозможно. Во всяком случае, без помощи Учителя это потребует многих лет интенсивной медитативной практики. В данном примере Хуэй-нэн, обладая способностью видеть людей, непосредственно воспринимать их личностные свойства и глубинные проблемы, использовал метод, который я называю МЕТОДОМ ТЕКСТОВ. Через словесную формулировку он привёл сознание Хуэй-мина к его главной проблеме, которая до этого им совершенно не осознавалась. Но это совсем не метод коанов. Это сугубо индивидуальное указание, основанное на прямом интуитивном видении личностных проблем ученика.

Итак, во-первых, текст индивидуален и имеет точную диагностическую прицельность. У другого ученика могут быть совершенно иные проблемы, требующие совершенно другого текста. Таким образом, любой конкретный текст не является панацеей. Те слова, которые освобождают сознание одного человека, для другого будут совершенно безразличны и недейственны. Во-вторых, сам по себе этот текст (слова наставника) не является самодостаточным и не может применяться в отрыве от базовой медитативной практики.

Правильная методика работы с текстами включает в себя три следующих этапа:

Сначала выполняется медитация-самонаблюдение (первый этап).

Затем следует текст, который, как я уже говорил, должен быть диагностически прицельным, бьющим в самую сердцевину главной проблемы ученика. Текст вначале даётся учителем, а впоследствии мысленно повторяется самим учеником. Текст оказывает сильнейшее воздействие именно потому, что он дан Учителем, обладающим развитой интуитивной мудростью-праджней. Такой текст позволяет сознанию ученика прорваться через многолетнюю блокаду и выйти в полноценный контакт с соответствующей блокировкой. При этом возникают бурные психосоматические реакции: учащённое дыхание, обильное потоотделение, слёзы, рыдания, смех, тремор конечностей, различные непроизвольные движения и так далее. В практике работы с текстами различные формы психосоматического отреагирования наблюдаются весьма часто.

Наконец, на третьем, завершающем этапе, ученик вновь переходит к медитации-самонаблюдения. Предыдущий этап привёл к выбросу в сферу, доступную осознанию, значительного количества ранее вытесненного материала. Задача завершающей медитации - отработать и растворить этот материал."
Добавлю только, что с методом текстов можно работать на любом круге. Метод текстов никак не привязан к кругу - это работа с сознанием и выводом его на блокировку (формулировка Амиго, с которой я полностью согласен).